- Аккорд
-
АККО́РД (от лат. accordo — согласовываю) — одноврем. звучание трех или более звуков, разл. по высоте и названию. Хотя А. может возникать в результате постепенного наслоения звуков, сущность его определяется одномоментностью появления и исчезновения многозвучного комплекса. Обладая индивидуальной звуковой красочностью (фонизмом), каждый А. вместе с тем имеет строго определ. место (функцию) в той или иной тональности. Последнее относится к европ. музыке 17—18 вв., преобладающую часть к-рой можно схематически представить как последовательность разл. А., правила построения и сочетания к-рых фиксируются спец. теоретич. дисциплиной — гармонией. Гармонией называют иногда и отд. А., как созвучие, образ. упорядоч. комплекс. Ист. смена эстетич. критериев влекла изменения в правилах построения и сочетания А., однако вплоть до 20 в. ведущим принципом внутр. структуры А. оставалось правило, согласно к-рому входящие в осн. вид А. звуки должны отстоять друг от друга на интервал терции. Простейшим А. и своего рода первичной гармонией является одномоментное звучание трех звуков — трезвучие мажорное (напр., до-ми-соль) или минорное (напр., ля-до-ми). А. из 4 звуков называются септаккордами, из 5 — нонаккордами (более многозвучные А. встречаются редко). Мажорное (большое) и минорное (малое) трезвучия и их обращения (т. е. варианты аккордов, возникающие при взаимном перемещении верхних звуков с нижним) являются консонансами, все остальные А. — диссонансами. Новейшая муз. теория иногда называет А. любое созвучие, в т. ч. и кластеры — многозвучные "гроздья" соседних ступеней звукоряда (на фп. кластеры извлекаются путем нажима на группу соседних клавиш кулаком, ладонью или предплечьем).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.